МОИ ЮБИЛЕЙНЫЕ РУБЛИ И КУПЮРЫ ГОШИ
Часть первая
Было лето. Как всегда в Севастополе, жаркое. И долгое, потому что детство и каникулы в школе. Я тогда закончил класс 2-й примерно. Значит, 1973 год и мне в ноябре исполнится 10 лет. Первый юбилей в той моей жизни. Вряд ли я знал, что такое юбилей. Но день своего рождения ждал. Что-нибудь родители подарят. А вот дядя Миша, мой крёстный, обязательно подарит рубль с Лениным. Каждый год дядя Миша дарил мне юбилейный рубль. Это мог быть один рубль выпуска 1967 года, где Ленин в полный рост и надпись "50 лет советской власти" или рубль, где профиль Ленина, 1870-1970 и надпись "Сто лет со дня рождения В.И.Ленина". Реже бывал рубль "XX лет Победы над фашистской Германией". Там изображён советский солдат. Он попирает ногами свастику, в правой руке держит меч, а левой рукой прижимает к груди спасённого немецкого ребёнка. Ну, вы помните этого солдата: скульптура Вучетича в Трептов-парке в Берлине. А раз XX лет Победы, значит рубль выпущен в 1965 году. Я уже тогда разбирался в тонкостях нумизматики. А главное, что я знал стоимость одного рубля. Чего только нельзя было купить на один рубль! И ещё важно, что мелочь быстро уходила из рук - кино, мороженое, марки, значки, солдатики... а вот монету достоинством в один рубль я берёг. Хранил и мечтал, что куплю что-нибудь грандиозное. Стоит только несколько лет не тратить рубли, которые дарит крёстный на мои дни рождения. Но у меня не получалось скопить нужную сумму. Я не выдерживал и разменивал рубль, купив что-нибудь нужное. А сдача уходила быстро. А вот, к примеру, если бы я складывал по одному рублю, ну скажем, с того самого 1973 года, в течение 10 лет, то к 9 ноября 1982 года у меня скопилось бы 10 юбилейных рублей (как 10 сольдо у Буратино). Хотя, в 1982 году я был младшим сержантом, командиром отделения курсантов в военном училище. Что бы я сделал с 10 рублями? Купил бы сигарет? Да и как дядя Миша подарил бы мне последние 2 рубля? Я ведь свой день рождения в 1981 году не праздновал. В этот день меня призвали в армию. С тех пор мне никто не дарил юбилейных рублей.
А вообще я о другом хотел рассказать. О том, как мой товарищ из первого подъезда Гоша (тот самый индеец, что подстрелил меня из лука) воровал у своей мамы деньги. Гоша брал купюрами по 10 или 25 рублей. На мелочь он не разменивался.
Часть вторая
И началось это тем летом, с которого я начал рассказ - жарким летом 1973 года. Гоша был на пару лет старше меня, и в его семье деньги не считали. Моя мама говорила, что они богатые. Отец Гоши был то ли капитаном дальнего плавания, то ли старпомом. Ходил за границу. Именно ходил. Потому что моряки не плавают, они ходят в море. А плавает, как говорили пацаны, только...ну, как в бухте Омеге плавало то, что спускала труба Севгорводоканала. Я уже об этом писал раньше в одном из рассказов.
Случилось Гоше увидеть в Детском мире на проспекте Нахимова, в центре города модели машинок. Не просто машинки, а красивые модели, где колёсики крутятся, руль, сиденья в салоне, дверцы, капот и багажник открываются. Натуральные модели, со всеми детальками. Размер машинок был с ладонь взрослого человека. Ну, видимо, с ладонь его отца-моряка, который как раз пришёл из долгого рейса домой. Цена одной такой машинки была больше 10 рублей. К примеру, зарплата моей мамы была рублей 120 в месяц. А мама Гоши денег не считала. Складывала в хрустальную вазу на трюмо в спальне. Потому что богатая, муж у неё плавающий, а сын Игорь (Гоша во дворе) ни в чём не нуждался и был воспитанным мальчиком. В отличие от тех пацанов, что обитали во дворе, и отцы которых за границей не работали. Так моя мама говорила потом. И не только мама. Все женщины во дворе говорили. Чьи мужья не были капитанами или старпомами. Отмечу, что военных моряков во дворе уважали, их жёнам не завидовали, а самих моряков называли капитанами 1, 2 или 3 ранга, а плавающими не называли.
Гоша не выдержал искушения машинками. Деньги никто не считает дома. Лежат себе в вазочке на трюмо. А в Детском мире вдруг появились в продаже модели машин. Тут у кого угодно крышу снесёт. Вот у Гоши и снесло. Только Гоша решил, что одному ему ездить в центр города за покупками как-то не с руки. Да и подозрительно будет - у мальчишки такие деньги на руках. Ещё спросят: "Мальчик, а где ты взял 25 рублей одной бумажкой?" А если пригласить товарища, то вроде бы на двоих будет, в складчину. И веселей ездить на троллейбусе до Центрального рынка. Дальше проходишь по ул. Генерала Петрова до площади Революции (сейчас площадь Лазарева) и сразу же Детский мир. Видимо Гоша так и подумал. Он подошёл ко мне во дворе, мы переговорили на тему моделей машин и ударили по рукам. Деньги его, машинки его, я за сопровождение товарища получаю право пользоваться машинками при условии сохранения условий сделки в секрете. Ещё пару машинок Гоша обещал мне подарить насовсем, если дело выгорит.
Часть третья
Дело выгорело. Мы несколько раз ездили с Гошей в магазин и приобретали разные машинки. Собралась коллекция моделей. Мелькали купюры в 10 и 25 рублей. Продавщица в Детском мире уже знала нас. Деньги-товар-счастье. Машинки Гоша прятал. Мне передал несколько штук. Я тоже прятал их дома. Ну, как я обьясню маме, где я их взял? Украл? Откуда у нас в семье такие деньги? Видно же, что дорогие машинки. И пацанам во дворе мы ничего не рассказывали.
Счастье закончилось, когда мама нашла у меня эти модели. Ну, куда их спрячешь в однокомнатной квартире? Мыла полы и нашла под диваном. Я раскололся быстро. В принципе, мне и скрывать было нечего. Гоша подарил. У него таких полно. А откуда у Гоши машинки? Купил. У него денег много...
Я просил маму отдать мне машинки. Но мама была неумолима. Она взяла мои машинки и пошла к Гошиной маме. Разбираться. Со слов своей мамы я узнал, что Гошина мама её приходу не обрадовалась. Посмотрела на эти машинки. Позвала своего воспитанного мальчика (Гошу позвала) и попросила его объяснить, что это. Гоша скис и показал коллекцию. Его мама расстроилась, собрала все машинки - и его и мои - и выбросила в мусорное ведро. Моей маме она объяснила, что ничего особенного в этой истории не усматривает. Огорчена, что её сын брал деньги без спроса. Если бы он попросил, ему бы дали. Не такие уж это и деньги. В их доме деньги всегда лежат в хрустальной вазочке на трюмо. Никто и не считает. Моя мама была шокирована. В нашей семье деньги считали. В вазочке (и то не всегда) лежали недорогие сосательные конфетки, а не деньги. И до зарплаты мама часто занимала у соседки. Как это - не считать деньги?
Ещё было жалко тех машинок. Красивые были машинки. И мне жалко, и моей маме. И ещё мама сказала, что чужого брать нельзя. А я и не брал чужого. Мне Гоша их сам подарил.
А когда Гоша после разбирательств сказал во дворе, что я нищий и семья моя нищая, я чуть не удушил его. Спасла Гошу бабушка-армянка из второго подъезда. Она всё видела и пришла ему на помощь. Бабушка эта не любила ни Гошу, ни его богатую маму, плавающую. Она потом рассказала моей маме, как было дело. Очень меня хвалила.
А машинок таких у меня больше не было. Может быть Гоша тогда вытащил из мусорного ведра и перепрятал коллекцию? Но мне он уже не доверял. Да и отношения наши с тех пор испортились.
Игорь Бондаренко.
23.06.2020, Москва.
Комментарии
Отправить комментарий