К основному контенту

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

         История эта случилась примерно в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Летним утром. Точно помню, что было солнечно, но ещё не жарко. За нашим домом, чуть правее его, была котельная. Со здоровой чёрной трубой. И решили ту трубу, ржавую и старую, поменять. Старую трубу как-то сняли и уложили во дворе котельной. Так и лежала она. То ли новую трубу не подвезли, то ли выходные были. Я этого до сих пор не знаю. Первым делом пацаны с нашего двора, которые постарше были, решили исследовать трубу. При этом все понимали, что сделать это нужно оперативно. Пока трубу не увезли на лом. И пока рабочих не было. Надо ли говорить, что заборчик (бетонный из трех частей, верхняя в ромбик) серьёзно считать забором нельзя было. Ну, пацаны слазили, разведали и всё во дворе рассказали. Я тоже услышал. Мне было около 4-х, и мама разрешала мне гулять только во дворе, у подъезда. Но не увидеть ту старую трубу я не мог. Не каждый день такая возможность может представиться. Я так, видимо, и подумал тогда. Повторю, что было солнечное яркое севастопольское утро. Мама нарядила Игорька (меня значит) в матросский костюмчик - синие штанишки, белая фланелечка, гюйсик. Вот забыл - была ли бескозырочка? А если была, то представьте себе ленточки с золотыми якорьками и надписью "Черноморский флот". Представили? Обалдеть, да?
         Я не очень помню, как я оказался во дворе котельной. Помню только, что в трубе было темно и прохладно. И было интересно заходить в трубу с одного конца и выходить на свет из другого. Даже не интересно было - не то слово - было классно. Я лазил в этой трубе в своё удовольствие. А в это время меня искала мама. Надо сказать, что мама умела так звать меня, что крики "Ииииигорь!!!" можно было услышать в Херсонесе. По сравнению с соседней котельной Херсонес был значительно дальше. Дальше даже, чем мой детский сад "Золотая рыбка". Кстати, а не в детский ли сад мы собирались идти с мамой?
         Мама, как я понял, искала меня во дворе, обходила дом. Однако за забор котельной она не заглядывала. Ребёнок-то маленький. Как он перелезет через такой забор? Вот интересно, как же я перелез тогда? Или старшие естествоиспытатели помогли? Я слышал, что мама меня зовёт, но покинуть такую замечательную трубу было выше моих сил. Я сделал вид, что это не меня зовут. Мало ли игорей?
         Закончилось всё благополучно. Меня обнаружили в трубе матросы. Тоже с гюйсами и с буквами на бескозырках - ЧФ. Настоящие матросы из соседней воинской части. Кругом были эти части. А у котельной была прачечная, куда из частей сдавали бельё в стирку. И баня была. И было женское отделение в той бане. Стекла замазаны белой краской. Мальчишки, конечно, сделали в краске маленькую дырочку. И по очереди смотрели вечерами сквозь ту дырочку. Меня, как маленького, к той дырочке не допускали. Да я бы и не дотянулся. Очень хотелось, но рост не позволял. Я потом расскажу о бане и дырочке. Вернёмся к теме рассказа.
         Значит, вытащили меня из трубы матросы. Они, похоже, догадались, что "Ииииигорь!" - это их маленький однополчанин. Из соседней трубы. Ну, судя по форме одежды, догадались. Ведь флотскую форму моряк сразу видит. В любом виде определит, что это была когда-то флотская форма. Матросы и привели меня к маме.
         Мама бегала вокруг дома и продолжала звать сына-моряка. Дальше я помню, что мама была в шоке, хлестала (это её выражение) меня по попе. Я орал не хуже мамы. Был я с ног до головы измазан чёрной и жирной сажей. Не зря, видно, ту трубу решили заменить. Послужила на своём веку. Да, форменная матросская одежда была испорчена. Но мама потом как-то отстирала эту форму. Время было небогатое, не накупишься.
         Но главное не это всё. Главное, что меня поразило - реакция моего папы. То ли мамина истерика батю достала, то ли ещё что. А может, он испугался за меня. Короче, отец решил со мной серьёзно поговорить. Прямо на месте, у подъезда. В первый и, как оказалось, последний раз в жизни. Пикантности педагогическому опыту отца доставило присутствие соседей. Вернее, соседок. Сидели, как обычно, старушки на лавочке. Совесть двора. Они ещё масла в огонь добавили. Типа, Василий ребёнка надо воспитывать ты отец или не отец Валентина бедная извелась вся вот в наше время отец бывало как всыпет...
         Ну, папа Вася пару раз шлёпнул сына матроса по попе. Но рука у отца была тяжёлая. Как сейчас помню. Ну, я в крик ещё больше. И ещё я от неожиданности крикнул "Дулак!". Бате бы экзекуцию на этом и закончить. Но задело мужика за живое. Как это "Дулак"? И бабки эти, чёрт бы их побрал! Теперь будут трепаться. И мужики будут посмеиваться. Типа, Василий-то педагог, учитель! И отец продолжил воспитательный процесс. По всем правилам Макаренко. Не может педагог пройти мимо безобразия! Учитель обязан разобраться!
         Вот батя шлёпает меня по жопе (дальше уже слегка шлёпал) и спрашивает: "Как ты меня назвал? Как?" Я кричу в ответ: "Дулак!" Несколько раз так. Бабки на скамейке радуются. Потому что много воли дали соплякам что хотят то и делают матерей и отцов не слушают старших не уважают ты ему слово а он десять... Ну, батя решил свой вопрос переформулировать. Видимо, понял, что на вопрос "Как ты меня назвал? Как?" ребёнок так и будет отвечать "Дулак!". Зациклился Игорёк. Замкнутый круг получается. И вот отец грозно спросил сына: "Так кто я такой? Дурак?" И руку занес для шлепка. И я громко закричал, видимо понял, что вопрос переформулирован: "Папа, ты не дулак! Ты пьяница!"...
         Отец мой потом рассказывал, Царствие ему Небесное, прекрасной души был человек, что он так и замер. Маленький ребёнок называет отца пьяницей. Вот, как в этой ситуации поступить взрослому? Здоровому крепкому мужику? Ну, бывало и выпьет после работы. Так все после работы выпивали. Но чтобы мальчик неполных 4-х лет от роду искренне назвал родного отца пьяницей? Думая, что пьяница лучше, чем дурак? Стыдно стало отцу. И решил он с тех пор педагогикой не заниматься. Водишь свой троллейбус, вот и води на здоровье. А в педагогику ни ногой!
         Добавлю, что выпивать мой папа стал с тех пор меньше. А я, когда вырос, закончил военное училище и стал моряком. И педагогом, как ни странно. Но по трубам я больше не лазил. Много, где я потом в жизни лазил. Но не по трубам. А может и по трубам, да никто не видел?

23.02.2020,
офицер запаса Бондаренко Игорь.

Комментарии