К основному контенту

ЭССЕ 4

         


             ФЕНОМЕН "САМОЗВАНЧЕСТВА" В РУССКОЙ ИСТОРИИ


Феномен «самозванчества» в моём понимании связан с событиями в русской истории XVII-XVIII веков. Это самозванцы Смутного времени и эпохи Екатерины II. Ограничусь самозванцами века XVII.
Начало XVII века принесло Смутное время – период шатания царской власти, брожения умов в поисках «настоящего» царя. Со смертью царя Фёдора Иоанновича пресеклась династия Рюриковичей, с родом которых в сознании русских людей ассоциировалась законная, Богом данная власть.
Годуновы, Шуйские, их родня и приспешники с точки зрения миллионов русских узурпировали власть, и власть их была незаконной. Начались поиски чудом выжившего царевича Димитрия. Легенда о спасении наследника жила в людях, недовольных властью Бориса Годунова и Василия Шуйского.
А властью на Руси традиционно недовольны были все слои общества: крестьяне - из бедности, бояре - из жадности к власти, служилые дворяне - из влияния на трон в обход бояр, казачество - из защиты свобод и автономии, купечество - из налоговых послаблений в торговле, духовенство - из опасений перед светской властью, нерусские народы - из желания жить без русских и этих русских грабить. Сильная власть лавирует между противоречиями жизни, опирается на силу, задабривает одних, наказывает других, льстит третьим, прельщает выгодами четвёртых и т.д. Что позволяет власти так вести себя? Только то, что в сознании подданных – верных и неверных – власть эта освящена традицией, опытом предков, привычкой и т.д. Если в сознании людей этого нет, то рушится вера, растёт подозрение, свергаются авторитеты и идолы. Всё можно, раз царя нет.
В такую эпоху возрастает внешнее влияние на власть, активизируются "добрые" соседи – поляки, шведы и прочие. Слабая Россия – основа их собственной силы и безопасности. Этой логике следовали польские магнаты и католическое духовенство. Цель их логична и закономерна – свалить Россию. Тут и появляются самозванцы на русский престол - Лжедмитрии.
Лжедмитрий I пришёл из Польши с поляками и приставшими по дороге казачками нашими. Войско, против него направленное, к нему же перешло. И становится Дмитрий Иванович в Москве царём, и радуется народ, и поляков до поры терпит. Но не освящено это царство, нет веры, нет единства. К тому же царь, как стало известно, после обеда не спит, по иностранному говорит порой, в церкви скучает, Маринку-польку в жёны взял. Да много чего говорили в народе!
Интересы разных групп людей не согласованы, а руки, которая могла бы сплотить, где силой, где посылами, нет. И вот уже царь - не царь, а Гришка-самозванец, и крест целуют бояре, что он ненастоящий. А настоящий, дескать, не он, а другой, что в Тушино сидит. А потом и тот признаётся фальшивым. И опять крест целуют: ошиблись мол, бес попутал. И по новой всё начинается.
А тут казачки свои же грабят, поляки со шведами грабят, земля в запустении, сплошное разорение приходит, голод животы подводит, а единства нет. И порядка нет.
И приходит сознание, что нужно всем вместе собраться, соборно и всей землёй договориться, как жить, кого слушаться, кто будет царём. Собрались, крест целовали, били друг друга смертным боем, клялись в верности и плакали. Решив, что династия Рюриковичей прервалась и нет живого Дмитрия, остановились на боярине Романове, молодом человеке рода не первого, но и не последнего, не умного шибко, но и не дурака вроде. К тому же батюшка его Фёдор человек и в церкви авторитетный, и в плену у поляков страдания претерпевает. Да и кровь их романовская и захарьинская близка к Рюриковичам. Матушку Мишину, что в слёзы ударилась, никто не послушался (кто же бабу будет слушать), да и поляки уже надоели с гонором своим. Кстати, и полякам русские стали, как кость в горле, и своего королевича в Москву не пускают уже поляки. Боятся, что эти русские и его убьют, как царей своих убивают. Силой попробовали удержать Москву, но выгнали их русские из Кремля. Много чего ещё было. Долго ещё волны смутного времени ходили по Руси, но всё же с воцарением Михаила Фёдоровича Романова началась новая эпоха в нашей истории. А главное, самозванцы скоро перевелись: то ли судьба предыдущих показалась незавидной, то ли ещё что. А от первого из царей рода Романовых Михаила с 1613 года пошла династия Романовых, которая несчастливо прервалась в 1917 году новой смутой и новой кровью. Хотя, если честно, крови русской в этих Романовых с каждым царствованием становилось всё меньше и меньше, а кровью поляков, немцев и разных прочих шведов мы, русские, не дорожим. Мы и своей кровью не дорожим. Что нам чужая?  

Комментарии