К основному контенту

ЭССЕ 9




Истоки революционного террора в России.

         В истории XIX-XX веков кровавым пятном протянулся террор, как форма революционной борьбы с властью. Террористические акты связаны, как с протестом одиночек-фанатиков, так и с тактикой левых партий, боровшихся за власть. Убийства представителей полиции, высших сановников, губернаторов, императора Александра II и премьер-министра Столыпина следовали с разной частотой от эпохи реформ второй половины  XIX века до начала Первой мировой войны. Отбросив в сторону одиночек – изуверов и умалишённых, отчаявшихся или экзальтированных людей, мотивом действий которых были месть, отчаяние и др., обратим внимание на террор, как составную часть тактики отдельных ультралевых революционных групп и партий.
         Первыми применили тактику террора народовольцы, считавшие, что убийство царя поднимет крестьян на восстание, которое, в свою очередь, будет возглавлено ими, как наиболее подготовленными к революции. Ошибка их очевидна. Налицо оторванность от крестьянской жизни, психология интеллигентов, не знавших России, витавших в облаках, обиженных властью, но, по своему, людей честных и неравнодушных, разочаровавшихся в легальных способах протеста и борьбы. Замечу, что часть народников – Плеханов и чернопередельцы – предупреждали товарищей о невозможности немедленной борьбы с государственной машиной, об опасности, когда на смену одному царю придёт другой, а жертвы революционеров будут напрасны и преждевременны, призывая к постепенной работе по просвещению крестьян и рабочих. Но горячие головы решили не ждать. После многочисленных, но неудачных попыток, 1 марта 1881 год в Санкт-Петербурге был убит император Александр II. На императорский престол вступил его сын Александр III. И уничтожил террористов. А что же народ, за счастье которого шли на смерть революционеры, убивая и себя, и других? А народ оплакивал смерть царя-освободителя и проклинал убийц.
         Позже флаг борьбы с самодержавием перешёл в руки социалистов-революционеров. Боевые дружины эсеров в начале XX века торопились возглавить и приблизить народную революцию с помощью террора. В итоге кровавой бойни периода русской революции 1905-1907 гг. эсеры развернули массовый террор (условно массовый - в масштабе немногочисленной группы эсеров). Итогом станет убийство в 1911 г. премьер-министра Петра Столыпина, совершённое руками провокатора, работавшего на эсеров и, одновременно, завербованного полицией. Не гнушались актами террора и социал-демократы, имея в виду левую часть РСДРП – большевиков. Но в целом, тактика большевиков официально не одобряла политический террор. Ленинцы, находясь в эмиграции, просто нуждались в деньгах. Их сторонники, среди которых был и молодой Коба (Иосиф Джугашвили, позже известный, как Сталин), занимались бандитизмом, нападая на банки и переправляя деньги за границу для нужд вождей партии, на издание партийной литературы, закупку оружия и т.д.
         Известно, что просто так, на пустом месте ничего не происходит. Каковы истоки революционного террора? Что побудило молодых людей, студентов, отдельных рабочих, даже дворян примкнуть к террору?
         Во-первых, недовольство властью и её внутренней политикой, отсутствием гражданских свобод. Добавляли температуры этому пламени и действия полиции, и жестокость наказаний за мирные формы протеста, и героизация среди части русского общества образа революционеров, как борцов за свободу народа.
Во-вторых, глубокие противоречия жизни русского общества, отсталость политической системы, неповоротливость власти и провокации отдельных её представителей.
В-третьих, пусть не главное, но важное. Всегда в обществе есть люди, чаще молодые и горячие, без опыта жизни и страха смерти, которые не могут жить спокойно. Им скучно, они хотят всего и сразу. Такие идут на эшафот за идею (казалось бы, фикцию). Им совестно за несправедливость жизни, они борцы по характеру. С кем бороться - не так и важно, важней героика борьбы. По-своему они честны, но слепы. Как правило, за их спинами стоят прожжённые политиканы; нередко ниточки, как в случае с Лениным и его соратниками в 1917 г., тянутся за границу.  
Следует добавить, что революционный террор в России в целом своими корнями уходит в историю бунтов, народных восстаний, дворцовых переворотов. Очень уж хочется быстро решить все вопросы, противоречия, несправедливости одним махом, быстро устранив врагов народа, тиранов, неудобных политических противников и конкурентов.
Известно, что история не учит, а наказывает за незнание. И всё-таки рискуют. А вдруг получится?

Комментарии