К основному контенту

ЭССЕ 6



Фаворитизм как социально-политический феномен.
         Фаворитизм в мировой истории (а история России в этом же ряду) - явление достаточно распространённое, часто интересное и, как правило, уродливое.
         Корнями этого феномена, как мне кажется, выступают:
- с одной стороны – особенности социально-политического развития той или иной системы, отсутствие или неразвитость демократических институтов, гражданских свобод, примитивный уровень гражданского общества, концентрация всей полноты власти в руках монарха, президента, диктатора и т.д.;
- с другой стороны – личностно-психологические характеристики того или иного исторического лидера (слабость характера, отсутствие ума, зависимость от внешнего влияния или влияния окружающих лиц, злоупотребление властью и т.д.).
   Фаворитизм может играть как позитивную, так и негативную роль в зависимости от ряда факторов, местных условий, влияния на развитие страны, последствий принимаемых решений.
         В истории России этот феномен наиболее выпукло и ярко проявился в XVIII веке после смерти императора Петра I. Хотя и до и после царствования Петра Великого фаворитизм присутствует, причём затрагивает время и допетровское и царствование Александра I и далее.
      Уродливую свою сторону фаворитизм проявил в XVIII веке, например, во время правления Екатерины I и Анны Иоанновны; частично негативное влияние он оказал на политику императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. При этом нужно оговориться, что явление фаворитизма в той или иной степени распространяется и на отдельных мужчин – русских царей и императоров (например, царь Фёдор Алексеевич, император Александр I).
   Следует отметить, что система управления Екатерины II сознательно предполагала фаворитизм, как способ влияния на лиц, в разное время приближенных ею к престолу (Орловы, Потёмкин и др.). Особенностью Екатерины Великой, как политика, является избирательность в подборе фаворитов в качестве умных, полезных для страны помощников. Другой особенностью является негативное влияние фаворитов позднего периода правления императрицы (например, Зубов). Но эта слабость женщины с лихвой окупается пользой общей политики.
Сравнивая причуды Анны Иоанновны, дурость её немцев-временщиков, их вред для страны с пользой, принесённой России дальновидной и патриотичной политикой Екатерины II и заслугами в истории Отечества её фаворитов, необходимо помнить о том, что польза или вред развитию страны, государства, нации определяется не современниками, а судом истории. Важен общий вектор, определяющий движение: вред или польза, во благо людей или во зло.
        Итогом размышлений о фаворитизме как социально-политическом феномене является моё убеждение, что уровень развития общества, его демократическая зрелость или наоборот, уродливая концентрация власти в руках отдельной личности, группы лиц при бесправии значительной части людей (подданных или граждан) определяют сам факт наличия или отсутствия признаков фаворитизма или степени его присутствия.
         Рассмотрение феномена фаворитизма на примере российской истории XVIII века даёт общее, но далеко не полное представление о роли личности в истории, о месте, роли и влиянии масс в вечном поступательном движении, не отвечает на вопросы историков и философов прошлого и современности: что или кто управляет жизнью отдельного человека и общества в целом, по каким законам происходит это движение? Вопросов, как обычно, много. Ответов нет. Вернее, ответы эти предлагается принимать на веру, бездоказательно.
      Размышления эти имеют отношение к жизни всех людей, как частиц социума, но представляются важным исключительно для отдельных личностей. Эти отдельные, пытаясь объяснить природу человека и общества, понять законы истории, всегда составляли и составляют незначительную, ничтожную по численности, но крайне значимую для окружающих интеллектуальную элиту (не путать с политической, финансовой элитой и прочими).
     Следует добавить, что интеллектуальная элита (при всей значимости для общества) не оказывает прямого воздействия на сильных мира сего, на проводимую ими политику. Более того, в определённой исторической ситуации думающие и знающие люди - историки, философы, социологи - подвергаются гонениям или прямому физическому устранению.
         Начал я с феномена фаворитизма, а закончил властью, элитами...
         То ли с мысли сбился, запутался, то ли связь прослеживается.

Комментарии