ОПЫТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Под формой республиканского правления подразумевают наличие выборных органов исполнительной власти, парламента, законодательно оформленные права и обязанности граждан, относительно независимая судебная система и др. традиционные атрибуты, указывающие на то, что власть в государстве, как минимум, не сосредоточена в руках монарха (князя, хана, короля, царя и т.д.) или узкой группы лиц (аристократия, олигархи и пр.). При этом, узурпация власти аристократией или олигархией может сохранять республику, так же как и монархическая по форме власть, ограниченная конституцией, Хартией вольностей и проч., может по сути быть республикой.
Под формой республиканского правления подразумевают наличие выборных органов исполнительной власти, парламента, законодательно оформленные права и обязанности граждан, относительно независимая судебная система и др. традиционные атрибуты, указывающие на то, что власть в государстве, как минимум, не сосредоточена в руках монарха (князя, хана, короля, царя и т.д.) или узкой группы лиц (аристократия, олигархи и пр.). При этом, узурпация власти аристократией или олигархией может сохранять республику, так же как и монархическая по форме власть, ограниченная конституцией, Хартией вольностей и проч., может по сути быть республикой.
Можно
ли в этом смысле говорить о существовании в Древней Руси республиканской формы
правления? Если да, то где искать эти республики?
Традиционно
под республиками в средневековой русской истории подразумевают Новгород и
Псков.
В
силу ряда обстоятельств, таких как:
география (удалённость от княжеских столов в
Киеве, Владимире, Твери, Москве и, наоборот, близость к странам северо-западной
Европы, Балтийскому морю);
экономические
особенности развития (развитая торговля, ремёсла, финансовая культура), опыт
ближайших соседей (Швеция, Германия, Польша);
культурный
уровень населения (грамотность, знакомство с опытом соседей);
исторические
коллизии (раздробленность Киевской Руси, слабость великокняжеской власти,
татаро-монгольское нашествие, притязания западных соседей и проч.),
на
северо-западе восточнославянских земель образовались и продолжали существовать
вплоть до Ивана IV два относительно независимых от Руси политических
конгломерата: Новгород Великий и Псков.
Не
следует думать, что эти республики являлись прямой аналогией современным
понятиям о республиканской форме правления, как то Российская Федерация, ФРГ,
США и т.д. Главным представляется наличие парламента (народное вече),
гражданские права и свободы, чёткое ограничение власти князей, как военных
руководителей.
По
мере усиления на Руси централизованной власти, сосредоточения в руках Великого
князя Московского (с последующим титулом царя) всей полноты законодательной и
исполнительной власти в ущерб Боярской Думе и Земским Соборам, складывается
единая монархия, тяготеющая к абсолютизму. Абсолютистские тенденции в правление
Ивана Грозного можно увидеть в расширении границ страны (присоединение
Казанского и Астраханского ханств, походы в Сибирь, Ливонская война и проч.).
Эти тенденции ярко проявились в подчинении и ослаблении боярства и усилении
роли служилого дворянства (опричнина), в умалении власти Русской православной
церкви и её пастырей и во многих других явлениях политической жизни страны.
Разорение
Новгородских и Псковских земель Иваном IV, а точнее сказать, уничтожение пусть
слабых, но республик - прямое следствие усиления монархического начала.
Невозможно представить, чтобы рядом мирно сосуществовали, скажем, Новгородское
вече и Кремль. История с наказанием «лутших» людей Новгорода и Пскова,
разорение и казни аристократии – это необходимое условие укрепления царской
власти, а значит, единого российского государства.
В
этом смысле опыт республик Новгорода и Пскова интересен, а судьба их
закономерна. Сохранение их было бы возможно только вне границ России.
Деятельность
московских великих князей вплоть до царя Иоанна Васильевича Грозного
исторически оправдана и даже была предопределена логикой развития государства.
Либо единое и сильное государство с монархической формой правления, либо
раздробленные удельные княжества, отдельные республики, обречённые рано или
поздно быть поглощёнными сильными соседями. Другого или третьего пути для
России не было.
Пожалуй,
третьего пути нет и сейчас, конечно с учётом современных реалий противостояния
Россия - Запад. Слабость либеральных идей в России есть следствие того, что
носителем либерализма выступает Запад. Т.е. пока России и Западу по пути, эти
идеи и нужны России, и полезны ей. Но, как только интересы расходятся, идеи
свободы используются Западом через пятую колонну российских либералов для
ослабления и подчинения России. Поиск третьего или четвёртого пути российской
властью активно предпринимается. В этом ряду и заигрывание с церквями основных
конфессий России, и поиск национальной идеи, и опыты с патриотическим
воспитанием, и тенденции сближения с Востоком и т.д. Как всегда в истории,
завтрашний день зависит, пусть и частично, и от того, насколько профессиональна
сегодняшняя власть, насколько грамотны эти люди, патриотичны.
Комментарии
Отправить комментарий